Перейти к основному содержимому

Глоссарий

Активатор горения

присадка, которая улучшает процесс выделения энергии из светлых нефтепродуктов – увеличивает полноту сгорания топлива и снижает его расход.

Алканы

насыщенные (предельные) парафиновые углеводороды, входят в состав топлив.

Антигель

депрессорно-диспергирующая присадка для дизельного топлива, которая существенно снижает предельную температуру застывания. Благодаря этому ДТ можно использовать в любой сезон.

Антиокислители

вещества, которые позволяют сохранить товарный вид топлива, предотвращая окисление его компонентов.

Бензин

легкая фракция углеводородов с температурой кипения от 30ºС до 200ºС, получаемая в процессах переработки нефти. Используется в двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием. Бензин состоит преимущественно из углеводородов, таких как октан, гексан, толуол и бензол.

Бензол

один из простейших ароматических углеводородов. Входит в состав бензина и широко применяется в химической промышленности для производства пластмасс, красителей и многих других продуктов.

Бункеровка

заправка судна топливом и моторными маслами. Этот процесс может осуществляться как с причала, так и в открытом море.

Висбрекинг

процесс глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков (мазута и гудрона), который осуществляется под давлением 1 – 5 МПа и температуре 430 – 490 ºС. Висбрекинг проводится для производства товарных котельных топлив и газойля.

Газойль

смесь углеводородов различного строения, которая получается при различных процессах переработки нефти и тяжелого нефтяного сырья. Газойль используется как моторное топливо, его добавляют в средние дистилляты, а также применяют в качестве сырья для установок вторичной переработки нефти.

Газоконденсат

жидкие углеводороды, иногда в смеси с природным газом.

Деэмульгатор

химический реагент, применяемый для разрушения водонефтяных эмульсий. Широко применяется в процессах обезвоживания и обессоливания нефти.

Дизельное топливо

вид топлива для двигателей внутреннего сгорания, которое представляет собой смесь различных углеводородов с точкой кипения в пределах, примерно от 180°С до З60°С.

Депрессоры

вещества, которые оседают на молекулах парафинов и не позволяют им соединяться друг с другом при низких температурах, препятствуя замерзанию топлива.

Диспергаторы

вещества, которые обволакивают молекулы парафинов в дизельном топливе и поддерживают их во взвешенном состоянии.

Дистиллят (нефтяной)

самая легкая из жидких фракций нефти, которую получают в результате конденсации паров нефти, перегоняемой при атмосферном давлении или под вакуумом при давлении 4-6 кПа (30-45 мм рт.ст.). Нефтяные дистилляты условно делят на ряд фракций: газы, бензины, нафту, керосины, газойли и масляные фракции.

Ингибиторы коррозии

реагенты, которые уменьшают скорость коррозии металла в агрессивной среде, обеспечивая более продолжительный срок службы оборудования.

Керосин

продукт переработки нефти, из которого производится топливо для реактивных и турбореактивных самолетных двигателей.

Каталитический крекинг

термокаталитическая переработка нефтяных фракций с целью получения высокооктанового бензина и непредельных жирных газов.

Каталитический риформинг

переработка бензиновых и лигроиновых фракций нефти для получения автомобильных бензинов, ароматических углеводородов и водородсодержащего газа.

Крекинг

процесс переработки нефти и входящих в её состав фракций, существенно увеличивающий выход светлых нефтепродуктов. Крекинг бывает термическим (под влиянием высокой температуры) и каталитическим (с использованием катализатора).

Лигроин

горючая смесь жидких углеводородов, более тяжелая, чем бензин. Лигроин получают при прямой перегонке нефти или крекинге нефтепродуктов (выход 15-18 % от массы сырья). Пределы выкипания 120-240 °С. Прозрачная желтоватая жидкость. Применяется в качестве сырья для нефтехимической промышленности, при производстве олефинов в паровых крекинг-установках. Также используется для производства бензина, как в качестве добавки, так и в качестве сырья для производства высокооктановых добавок.

Мазут

остаточный продукт после переработки нефти в бензин, дизельное топливо, керосин и лигроин. Мазут используют в качестве котельного топлива, для дальнейшей переработки (крекинга) с целью получения моторных топлив, а также для производства битумов и других целей.

Меркаптаны (тиолы)

высокотоксичные органические соединения, обладающие неприятным специфическим запахом. Оказывают вредное воздействие на организм человека, а также усиливают коррозионные процессы, снижая срок службы оборудования.

Нафта (лигроин, прямогонный бензин)

смесь углеводородов, получаемая в результате прямой перегонки нефти. Используется в качестве сырья для нефтехимической промышленности и производства бензина.

Нефть

полезное ископаемое, представляющее собой смесь алканов, некоторых цикланов и аренов, а также кислородных, сернистых и азотистых соединений. Из нефти получают бензин, реактивное топливо, керосин, дизельное топливо, мазут и многое другое.

Нейтрализатор (сероводорода и меркаптанов)

присадка, которая поглощает молекулы сероводорода и меркаптанов в топливе, нейтрализуя их.

Обезвоживание нефти

технологический процесс, проводимый с целью снижения количества воды в нефти перед её транспортировкой и переработкой.

Обессоливание нефти

технологический процесс, который осуществляется для удаления солей и коррозионно-активных веществ из нефти.

Парафин

смесь твердых высокомолекулярных углеводородов, которая содержится в нефти в продуктах её переработки. При низкой температуре кристаллизуется и снижает текучесть нефти и нефтепродуктов.

Перегонка нефти

процесс разделения нефти на отдельные фракции, которые отличаются температурой кипения.

Присадка

специальные вещества, добавляемые в топлива и масла для улучшения их характеристик.

Сжиженный природный газ (СПГ)

газ (главным образом метан), сжиженный посредством охлаждения и сжатия.

Сжиженный углеводородный газ (СУГ)

смесь сжиженных под давлением лёгких углеводородов с температурой кипения от −50 до 0 °C. Применяется в качестве моторного топлива.

Сибур

крупнейшая нефтехимическая компания России и Восточной Европы с полным охватом отраслевого цикла от газопереработки до производства мономеров, пластиков и синтетических каучуков и переработки пластмасс.

Смолы фактические

остаток от выпаривания авиационного бензина или топлива для турбореактивных двигателей или нерастворимая в гептане часть остатка от выпаривания автомобильного бензина (промытые смолы).

Смолы непромытые

остаток от выпаривания автомобильного бензина, состоящий из фактических смол и трудно испаряющихся компонентов присадки.

Судовое маловязкое топливо (СМТ)

среднедистиллятное топливо, предназначенное для применения в высокооборотных и среднеоборотных судовых двигателях.

Толуол

химическое соединение, представляющее собой прозрачную жидкость с резким запахом. Является продуктом каталитического риформинга бензиновых фракций и используется для производства бензола, растворителей и органического синтеза.

ТС-1 (авиакеросин)

авиационное углеводородное топливо для летательных аппаратов с тепловым двигателем, которое получают из среднедистиллятной фракции нефти путем прямой перегонки, либо в смеси с гидроочищенным или демеркаптанизированным компонентом.

УИТ-85

универсальная установка для определения октановых чисел бензинов и их компонентов по моторному и исследовательскому методам согласно ГОСТ 511-82 и ГОСТ 8226-82 (аналогичны испытаниям, проводимым по международным стандартам ASTM D2699, ASTM D2700, EN 25163, ISO 5163, ISO 5164).

Цетановое число

характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки воспламенения смеси (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения). Чем выше цетановое число, тем меньше задержка и тем более спокойно и плавно горит топливная смесь. В некоторых странах цетановое число измеряется в единицах Cetane Number (CN), в других - в единицах Cetane Index (CI). Обычно чем выше цетановое число топлива, тем выше его стоимость.

Экологический класс (топлива)

стандарт, определяющий требования к наличию вредных веществ в топливе. На основе Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 в России введены экологические классы автомобильных бензинов К2, К3, К4, К5.

За подробной информацией обращайтесь на сайт himexp.ru